КАМАЗ за номером 1 – а это действительно он?
Всемирно известный завод празднует свой юбилей – ровно 35 лет назад был начат выпуск советских грузовиков. Как утверждают на заводе, самый первый экземпляр машины, имеющий порядковый номер 0000001, сохранился, и стоит в музее завода. А так ли это на самом деле? Или это просто старый грузовик, который был назначен №1?
У КАМАЗа — юбилей: 35 лет назад, в 1976 году, начался серийный выпуск грузовиков. На заводе хранится экземпляр с порядковым номером 0000001, но действительно ли он первый? Или это такая же вдохновенная фальсификация, как питерский броневик «Враг капитала», с которого якобы выступал Ленин? Броневичок-то, батенька, построен уже после революции! И сколько в действительности было «самых первых» КАМАЗов?
Всемирно известный завод празднует свой юбилей – ровно 35 лет назад был начат выпуск советских грузовиков. Как утверждают на заводе, самый первый экземпляр машины, имеющий порядковый номер 0000001, сохранился, и стоит в музее завода. А так ли это на самом деле? Или это просто старый грузовик, который был назначен №1?
Поиск в библиотеках информации дал в руки экземпляры газет Известия и Правда, и несколько других изданий того года, в которых рассказывалось про первый выпуск КамАЗа. Как писали в те годы - сейчас уже не пишут.
Вот в Правде: «День 16 февраля 1976 года навсегда войдет красной строкой в героическую летопись города Набережные Челны. Впервые организм завода-великана стал действовать в едином ритме. Эти удары расчетливы и осторожны».
А передовицу в газете «Социалистическая индустрия» кроме фотографа подписали вообще 6 журналистов. А в звуковом журнале «Кругозор» (был такой журнал, в котором кроме страниц со статьями были гибкие пластинки со звуковыми репортажами), вообще написали так: «Из разъяренного котлована восстал первый грузовик, под грохот экскаваторов, гул вибраторов, шелест осыпаемого грунта. Возник он из бессонных ночей, мороза, весенней слякоти, штурмов, вспышек огней сварки, колдобин и рытвин, лязга гусениц. Лица дубели от холода степных ветров, от прикосновения к ледяному металлу мерзли руки, резиновые сапоги шлепали по грязи». О как!
Такое было время. Жила страна трудовыми подвигами и запуск такого завода, как КамАЗ для народа страны стал событием. Для участия в церемонии пуска сборочного конвейера в городском комитете партии было отпечатано 5000 билетов (пять тысяч!!), а всего в сборочном цеху завода присутствовало больше 20000 человек рабочих и гостей.
Пуск конвейера состоялся в 12. 05. Цитата из журнала «Кругозор»; «Грузовик внезапно вздрогнул и немного наклонился. Моментально это движение стало заметно всем. Вздох облегчения прокатился под сводами цеха, постепенно перешедший в крики. Кто-то сверху бросил пачку листовок, и она над головами собравшихся рассыпалась бумажным дождем. Толпа не давала ходу первому грузовику. Дружинники еле сдерживал толпу, сцепившись локтями, расчищая площадку для съезда машин. Грузовик на этой площадке лихо развернулся, и ловко въехал на помост, мигая фарами. Толпа людей прорвала оцепление и кинулась за грузовиком вслед. Задуманный сценарий торжества был сломан всеобщим энтузиазмом. Река из людей запрудила съезд с конвейера. А в это время с конвейера уже сходил второй автомобиль прямо на людей. Так и не ясно, кто успел остановить конвейер, ведь вторая машина колесами уже стояла на бетоне, а ехать некуда было». Всего в тот день на конвейере находилось 70 машин.
А теперь давайте считать
Так уж вышло, что сегодня постоянно цитируем «Кругозор»: «Грузовик очень ладный: кабина красного цвета, темно-синий тент покрывает кузов. На передней панели автомобиля надпись «КАМАЗ №0000001 в подарок XXV съезду КПСС». Именно так, шестью нулями. Да ВТО и на фото хорошо можно разглядеть. Но существуют также другие снимки, на которых работницы завода типа подкрашивают эту надпись, а на ней уже не шесть, а пять нулей. Почему так?
Ни за что бы нам не догадаться, если бы не попали на глаза воспоминания Бориса Ионова, который в те годы был корреспондентом ТАСС: «В моем архиве есть репортаж, который я передавал из города Набережные Челны в 1976 году, 16 февраля, вместе с фотографией, которая была сделана утром того же дня. Очень любопытно, на снимке автомобиль, имеющий номер 000001, а уже когда он участвовал в митинге и сходил с конвейера, откуда-то появился еще один ноль. На это обратили внимание многие корреспонденты. Получается, что не из миллиона первый «именинник», а всего из ста тысяч. Это заметили на заводе в день торжества, и очень быстро все исправили, но корреспонденты народ шустрый, и многие успели еще сделать снимки машину до того, как..». Вот в Правду уже поставили снимок идеологически выдержанный, имеющий шесть нолей.
Напрашивается сам собой вывод: значит, снимков было много. После изучения разных снимков, мы сделали вывод: еще до митинга в цеху была организована театральная постановка, на которой и делались такие фото. Существуют снимки с одного и того же места, где одни и те же люди в комбинезонах КамАЗа стоят в разных позах. Похоже, что с завода была выделена специальная группа людей для участия в различных постановках.
Играем в милицию дальше, если не надоело. Номер на автомобиле четко виден на снимке «00-02 тат». Попадается он и на многих других фото из архива. Но существуют фотографии, на которых этот же номер, но совсем на другой машине, и надпись на передке выполнена немного по-другому. Это еще одна машина №1?
А вот еще одно фото первой машины нового автозавода. Регистрационный номер совсем другой «00-1 кам». И рабочие натягивают транспарант «Есть первый КАМАЗ». А зачем, ведь есть надпись на кабине? А в архиве фотохроники ТАСС сохранились фотографии этого же автомобиля с номером 0000001, но уже имеющего номер Башкирии «29-06 баш». И кабина машины не красного цвета, а голубого. Так сколько всего существовало КамАЗов №1? Видимо, очень много…
Газета «Вечерние Челны в 2001 году собрала экипаж той самой машины боевой, и они поведали, что после митинга та самая машина покинула территорию завода, но желающих сделать фото на фоне первого КамАЗа было так много, что пришлось наносить трафарет на машины, только сошедшие с конвейера, к которым тропа не зарастала еще очень долго».
Окончательно ситуация прояснилась тогда, когда главные конструкторы завода вспомнили, что КамАЗы так долго ждали на предприятиях, что иметь в своем гараже КАМАЗ стало делом престижа. И представители, которые приезжали на завод за новыми машинами, просили маляров специально сделать именно такую надпись. Просили очень убедительно, так что рабочие доставали трафарет и … Очень много было таких машин.
По окончании митинга колонна грузовиков в количестве семи штук, включая самый первый, отправились в Москву, поскольку начинался 25 съезд КПСС. Надо было показать новинку. Пять машин пошли своим ходом. Две отправили по железной дороге. Оказалось правильно сделали. Один грузовик имел заводской дефект, и из него вытек весь антифриз. Водитель оказался находчивый, забил в дырку колышек и так до столицы и доехал. Да, он еще и обратно своим ходом вернулся! Телега..
Опять парадокс: на снимке колонны на КамАЗе, который идет по трассе первым, четко виден номер»64-40 проба». А где «00-01 тат»? Видимо этот номер был декоративным, только для митинга. Уже потом ГАИ заменила его на стандартный. А вот на снимках, которые сделаны у Кремля, на автомобиле с номером «64-40 проба» нет трафаретной надписи! Видимо, надпись эта в целях экономии была сделана гуашью, и после первой же мойки просто стерлась. Видимо, так же и переправляли нули. Их просто смыли водой.
Дальнейшую судьбу первой машины проследить сложно. Очевидцы утверждали, что автомобиль месяц пробыл в Москве, а затем вернулся на завод как экспонат музея, лишь один раз выбираясь оттуда для участия в уборке зерна. Но в 1976 году журнал «За рулем» сообщил, что этот автомобиль работает в каком-то из автохозяйств Казани. А машина, которая сейчас на заводе, по сведениям трудилась в Башкирии. В первой партии были машины немного другого типа, а у КамАЗа из музея кабина нового образца. Она имеет на углах дефлекторы и совсем другие зеркала. Знаменитая надпись на передке сделана совершенно другим шрифтом, и в ней таки пять нулей. Да и тент на кузове новый. Значит подделка.
Но тут произошло нечто. Во время одной из командировок на КАМАЗ, я попросил сотрудников завода сводить меня к машине №1. Грузовик в это время перекрашивали, готовя к юбилею. Решил воспользоваться откинутой кабиной, и на раме посмотреть серийный номер. Но под толстым многолетним слоем краски различить что-нибудь оказалось нереально. Увидев лежащую неподалеку шлифовальную машинку еле упросил маляров сделать одно движение по кузову в месте номера. Номер читался все равно плохо, но последние цифры различить удалось. 001. А на двигателе табличка сохранилась прекрасно. Заканчивается номер на 003. Это оказался действительно первый автомобиль, правда, несколько раз он модернизировался так, что его стало трудно узнать. А старая кабина просто проржавела, и ее пришлось заменить.
Впрочем, это уже не имеет значения. Просто грустно, что КАМАЗЫ, которые выпускают сегодня, от прародителя, который был создан 40 лет назад, ничем не отличаются. А ведь в планах было совсем другое: когда КАМАЗ еще строился в 1970 году на нем планировался выпуск.. Мерседесов. По 150 тысяч ежегодно. Уже были изготовлены техтребования к грузовику, восемь машин были отправлены в СССР для испытаний в наших условиях. Но вскоре проект свернули. Не из-за того ли, что наши инженеры и так получили от немцев всю исчерпывающую информацию по машине? Но круг истории сделал свой оборот, и скорее всего, новые КамАЗы будут иметь мерседесовский двигатель и оттуда же кабину.
Для дальнейшего просмотра информации рекомендуем посмотреть наш раздел, в котором представленны современные самосвалы Камаз.